Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери
(начало статьи)
Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь
Тихвинская икона - одна из трех икон Божией Матери, находившихся в России, авторство которых приписывалось евангелисту Луке (две другие - Владимирская и Смоленская).
Земной путь одной из самых почитаемых в России Тихвинской иконы Божией Матери долог, труден и полон загадок.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает "путеводительница", "указующая путь") была написана, по преданию, Св. Апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Св. Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний Св. Апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу.
Позднее, уже в V в. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий, ставшая хранилищем главных святынь Византии - первой христианской империи.
В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя и захвата его турками, икона исчезла из Влахернского храма навсегда.
«Cия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом с древнейшей столицей Руси, Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа».
В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая.
Согласно летописи, "в лето 6891 от Сотворения мира, июня в 26 день (9 июля 1383 г. по Р.Х.) явися икона "Пречистыя образ Одигитрия" во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфин". Сюда, на берег реки Тихвинки, пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет.
Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать, и затем начали искать повсюду икону. И - о, чудо! - икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания.
Первая церковь простояла семь лет и сгорела от "свещи ночию", чудотворная же икона сохранилась в целости: она была найдена неподалеку в можжевельнике. Церковь трижды горела и трижды восстанавливалась, а икона каждый раз чудесно оставалась невредимой. Слава о чудесах иконы распространилась далеко за пределы края.
На месте явления святой иконы впоследствии в 1507 году появился Большой Успенско-Богородичный мужской монастырь. Центральное сооружение обители - Успенский собор был построен по указу великого князя Василия III. Каменная Успенская церковь - пятиглавая и "отвсюдуже преславно всеми видемая..." Прообразом тихвинскому храму Успения послужил главный храм государства, Успенский собор Московского Кремля. Московские князья и цари всегда относились к иконе и монастырю с особым вниманием.
Сын Василия III Иван Грозный часто ездил туда на богомолье и в 1560 году повелел построить монастырь. Тихвинская икона была прославлена всевозможными чудесами, в том числе - прозрением слепых, исцелением парализованных и глухонемых, припадочных и бесноватых. «Люди часто прибегали к помощи иконы, и особенно в случаях болезни детей. Она довольно велика, лицо тёмное, почти чёрное. Примечательно, что одна рука Богородицы выделяется своей теплотой. Это чувствуешь, когда прикасаешься к ней губами».(Поселянин,1909,стр.336)
Особая слава пришла к Тихвинскому монастырю и его главной святыне после победы над шведами в Смутное время. Конец лета 1613 г. стал временем героического "осадного сидения" русского отряда и ополченцев-тихвинцев.Когда осажденные вышли на стену монастыря с Тихвинской иконой Божией Матери. Богоматерь совершила чудо: как поведали потом плененные шведы, всему их отряду в страхе привиделось, что на помощь монастырю со всех сторон идет несметное русское войско, и они бежали. Интервенты так и не смогли овладеть Тихвинским монастырем. Именно после заключения Столбовского мира между Россией и Швецией в 1617 году Тихвинская икона становится общерусской святыней, и ее начинают почитать как покровительницу северо-западных рубежей России.